Дальше
Попытка разобраться, что ещё курили в Марвел, работая фильмом.
читать дальше
Глава третья или Хотели как лучше, получилось как всегда
слоны на черепахе,
черепаха на скотче...
Макс Сабайтис
Итак, создавая комиксы и мультфильмы про Тора, в Марвел опирались не сколько на мифологию, сколько на культурную традиции, выросшую на этой мифологии (как плесень).
И всё было хорошо, пипл хавал.
Но вот наступил решительный момент. В рамках movie-вселенной один за другим экранизировались комиксы. История должна была завязаться изящным бантом, все нити вели к одному, главному проекту – «Мстители». И фильм «Тор» оказался последним звеном в этой цепи, именно после него идёт мегапроект.
Создатели фильма, безусловно, понимали, что на них лежит большая ответственность. Если «Тор» окажется провальным, это отпугнёт зрителей от грядущих «Мстителей». И, напротив – при хорошем раскладе «Тор» мог бы привлечь новых зрителей, ведь история, рассказанная в «Торе» совсем не похожа на привычную комик-стори про супергероев, спасающих США, а заодно и остальной мир.
Всё это дамокловым мечем нависло над создателями фильма, а потому они подошли к делу основательно. Помните, что было, когда в 70-е годы XIX века один немец, занявшись созданием костюмов к опере, подошёл к делу основательно? Вот, и я к тому же.
Честно говоря, чем больше я копалась в этом вопросе, тем больше убеждалась, что с «Тором» Марвел пошли ва-банк. И не только в том, что режиссером фильма стал Кеннет Брана - англичанин, знаток Шекспира, мастер драматургии, но никак не блокбастеров. Этим дело не ограничилось. Была ни была, решили в Марвел и отпустили вожжи.
И кони понесли.
Оставим в стороне психологию, поговорим о визуализации.
По сравнению с комиксами Локи изменился до неузнаваемости, но об этом мы поговорим отдельно.
Ведь изменился не только Локи. Изменился весь Асгард.
Нам режет глаз то, что Хеймдалля играет негр, но это только вершина айсберга.
Сравните Асгард из мультфильмов и комиксов и то, что мы видим в фильме.
читать дальше
Во многом визуально это другой мир. Да и по сути тоже.
В фильме радужный мост это инопланетная технология, а не радужная дорожка среди облаков.
В фильме мы не видим шлемов аля «викинг», ни одного!
Да и крылатый шлем есть только у Тора…
А почему? Зачем нужно было так кардинально менять привычный для поклонников комикса мир?
Думается мне, всё дело в просвещении и интернете.
То, что я рассказала вам в первой главе, рунет не знает. На русском можно найти краткое пояснение, что рогатые шлемы викингов, это, мол, наследие романтизма 19 века, но не более. Ни одной статьи про Вагнера и Доеплера на эту тему нет. А на английском есть. И на датском есть. И на немецком, и на шведском… И так далее. Не то чтобы это знали все, но всякий заинтересовавшийся вопросом, без труда нагуглит истину. И выпускать на широкий экран фильм, в котором герои ходили бы в фейковых шлемах, было никак нельзя. Обязательно нашлись бы злые языки, которые в паре резких статей закатали бы фильм в асфальт за второсортную бутафорию. Что сойдёт для мультиков, не годиться для кино.
Но и одевать асгардцев в тру-норманские шлемы было бы глупо. С чего бы те, кого примитивные смертные сочли богами, должны выглядеть так же как эти самые смертные?
Нужны были новые визуальные решения, и для доспехов, и для Асгарда, для всего.
И художники принялись за работу. Своё ИМХО о том, что из этого вышло в, так сказать, философском смысле, я выскажу в другой раз.
А пока сосредоточимся только на одном аспекте – на шлемах. Разуберемся, откуда у чего ноги растут
Судя по всему, отойди от образов, диктуемых комиксами, получилось далеко не сразу. Выдавливать из себя раба стереотипов приходилось по капле.
Этому есть одно явное доказательство.
Вот шлем Тора из The Avengers Earths Mightiest Heroes:
читать дальше
Обратите внимание на навершие аля немецкий солдат первой мировой.
А вот первоначальный проект шлема для фильма:
читать дальше
Фото просочилось в сеть, и на форумах сразу же скривили носы из-за очевидной аллюзии к армии кайзера.
Т.е. в мультике это никого не смущало. Да и в комиксах тоже.
На самом деле, у Тора торчит штырь из шлема практически во всех версиях комиксов.
Если не верите, посмотрите сами: http://marvel.wikia.com/Thor
Воистину, люди – странные создания.
Кстати, о странностях. Когда-то преподаватель истории Древнего Востока категорично заявил нам, что человек в принципе не способен взять и придумать что-то новое. Человек не может творить. Это, разумеется, вызвало шквал возмущения в аудитории. Хорошо, сказал лектор, тогда назовите мне хоть одну сказочную тварь, которая бы не была, как конструктор, собрана из частей реально существующих животных. Сфинкс? Грифон? Цербер? Или, может быть, дракон? Подумайте, ребята. Мы подумали. Но так и не смогли найти ни одной такой твари.
Именно на этой принципиальной неспособности человека совершить резкий скачёк в сторону от традиции и основан типологический метод в археологии. В следующий главе об этом будет подробнее, а сейчас просто примите как факт – художники просто не могли создать действительно новый Асгард. Всё что они могли, это собрать и переосмыслить то, что у них уже было и то, что можно было позаимствовать из наследия мировой культуры.
А значит внимательно присмотревшись мы можем понять, что откуда они позаимствовали, что курили и чем вдохновлялись.
Итак, посмотрим, наконец, на сами шлемы:
читать дальше
Вернее, на их верхнюю часть, на то, что их венчает, обрамляет, в общем, на всё, кроме нащёчников и надлобной части. Потому как об этом будет отдельная глава.
Итак, у нас есть рога, крылья, и куча непонятной фигни.
С рогами Локи всё, в общем, понятно.
Пока скажу только что они, с очевидностью, переехали в фильм из комиксов.
Как и крылышки Тора. Понятно, что убрать их было ну никак нельзя, ведь это один из непременных атрибутов героя. Но так как Тор благодаря Мьёльниру может летать, крылатость его шлема можно интерпретировать двояко – можно видеть в этом отсылку к образу аса, созданному художниками эпохи романтизма, а можно индивидуальную символику, обозначающую обладателя Мьёльнира.
Так или иначе, шлемы братьев оказались сами комиксообразными из всего разнообразия, представленного в фильме.
Шлем Одина… Хоте нет, шлемы Одина. Да, их у него два. Парадный и боевой. Но боевой в фильме почти не рассмотреть
читать дальше
Из того что видно, можно сделать вывод, что на боевом шлеме Всеотца помимо рогов есть что-то вроде крыльев. Очень что-то, очень вроде, но есть.
А на парадном - рога. Два комплекта.
Шлем Хеймдалля… Ну, условно говоря, то, что мы видим, похоже на рога.
читать дальше
И шлемы стражи:
читать дальше
Тут и весьма интересные «рога», и очень не маленький гребень.
Нечто похожее мы можем увидеть в мультфильме The Avengers Earths Mightiest Heroes на голове у Бальдра:
читать дальше
А так же у безымянного аса, крайнего слева:
читать дальше
Но тут не ясно, что было раньше, курица или яйцо?
Мультфильм 2010 года, над фильмом тогда как раз УЖЕ работали…
В любом случае, и фильм, и мультик отсылают нас к чему-то третьему.
И как вы думаете, где же художники достали траву?
В принципе, догадаться совсем не сложно. Каждый знает, где на нашей планете самая забористая трава.
Да, я говорю про Японию.
Там есть всё. Нет такого извращения, которое там не было бы баяном. И речь не только о NC-17. Помните, я вам говорила, что боевых рогатых шлемов не было в природе просто потому, что в таких шлемах сражаться не только неудобно, но и опасно? Забудьте. Я ведь говорила про Европу. В Европе рыцарям в своё время случалось от большого выпендрёжа нацепить на шлем и рога, и целую скульптурную группу. Но в бой они в таком виде не лезли, красовались только по торжественным случаям. А в бою максимум – яркий плюмаж из перьев.
Японские же рыцари-самураи были настолько суровы, что в бой ходили как на парад. Хотя, конечно, мне хочется верить, что в большинстве своём, самурайские доспехи, поражающие разум и воображение - парадные.
Итак, посмотрите на эту красоту:
читать дальше
Эти рога стилизованные. Это ещё не так страшно.
А это настоящие - ваки-датэ.
читать дальше
Но рога рогами, художники Марвел вдохновлялись не только ими. Весь самурайский шлем кабуто заслуживает тщательного рассмотрения. Уж больно много в нём можно найти знакомых деталей.
читать дальше
Прямо надо лбом интересная вещь – кувагата – «медная, часто позолоченная накладка на переднюю поверхность шлема в виде двух высоких, расширяющихся на концах рогов». Я в этом далеко не специалист, но тут и не нужно быть специалистом, просто вспомните шлемы стражников в фас и включите фантазию.
Теперь ещё раз взгляните на боевой шлем Одина:
читать дальше
То, что на самурайском шлеме при должной фантазии можно принять за крылья это отвороты фукигаэси. Один едва ли смог это выговорить, но жизнь жестока
Теперь посмотрите вот на это:
читать дальше
И на шлем Хеймдалля:
читать дальше
Этот изгиб вниз от нащёчника, эдакая выбоина в шлеме... Линии идут вверх, к «рогам», и вниз, к затылку.
Смотрим на предыдущую картинку, смотрим на Хеймдалля, опять на предыдущую, опять на Хеймдаля…
К счастью, шлемы из «Тора» не оснащены сзади традиционными японскими назатыльниками – бармицами. Потому как тогда бы, во-первых, японщина считывалась бы невооружённым глазом, а во-вторых, один такой шлем Голливуд уже знает. И превращать Асгард в родину Дарт Вейдера в Марвел явно не хотели.
Но не только самурайский шлем кабуто был осмыслен раскурен и переработан. Помните огромные гребни на шлемах стражников?
А вот эту картину помните?
читать дальше
«Пальцы вниз», Жан-Леон Жером, 1872 год.
Не похоже, скажете вы. У стражников на шлемах гребни совсем другие.
ОК, посмотрите тогда на это:
читать дальше
Это гладиаторские шлемы разных типов, их носили гладиаторы фракийцы, мирмиллоны и самниты. Но не суть важно где чей, главное гребни
В Голливуде знают толк в гладиаторах. Не один фильм уже сняли. Да и самураев там тоже нежно любят. А потом те же самые художники садятся за планшет и создают Асгард.
Ну… Что выросло, то выросло.
Но это ещё не всё : )
У нас остались ещё нащёчники и наносники, и, поверьте, они заслуживают самого детального рассмотрения. По мне так это самое интересное, что есть в этих шлемах.
Но об этом мы поговорим в следующей главе
------
глава 1: www.diary.ru/~Thorcommunity/p171648824.htm
глава 2: www.diary.ru/~Thorcommunity/p171711532.htm
@темы: О фильме, вселенная Marvel, джен, Литература, комиксы
озабоченные людиубеждённые фрейдисты интерпретируют рога как фалические символыой-вэй, чем дальше, чем чудесатее! Рога - это признак мужественности (c)
текст прекрасен!
Эльф из Альхейма. Там по сюжету Локи сначала все девять миров нагнул, а потом от всех девяти и огрёб. Но Мстители особенно отличились
так и подумала ><
хорошая работа, читаю с интересом)
и нескромный вопрос - а продолжение будет?))