Много картинок, много истории, культурологии и археологии и увы, мало Марвел.
Марвел будет в следующий раз!
читать дальше
Глава вторая или Брутальность в перьях
- Лучше, конечно, помучиться.
«Белое солнце пустыни»
- Крис, а хочешь, я расскажу тебе о кризисе семьи
на основе русской и американской литературы
конца девятнадцатого-начала двадцатого века?
прости меня ИЖДУ
Долго ли коротко ли, но с рогатостью викингов мы разобрались. А вот откуда взялась их пернатость?
Я могла бы вам сразу рассказать правду, но не буду
![:tease4:](http://static.diary.ru/picture/3234497.gif)
Так интересней
![;-)](http://static.diary.ru/picture/1137.gif)
***
«Милые пёрышки,» - троллит брата Локи перед коронацией. И есть за что. Действительно, к лицу ли суровым воинам украшать шлемы перьями? Перья это ведь нежность, мягкость, воздушность. Вспоминаются крылатые ангелы и прочее и прочее…
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/6416nice_feathers_by_kota_stoker-d4jri8w.jpg)
Тем не менее, Доеплер уверенно надел на положительных героев пернатые шлемы. И, кстати говоря, жена Вагнера была далеко не в восторге от его работы. Помимо трезвого замечания, что в костюмах много мелких деталей, бессмысленных в театре, она нашла их не элегантными, кроме того, они вызывали у неё стойкую ассоциацию с индейскими вождями.
Вотан вождь краснокожих:
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/981202-07.jpg)
Ну… Что-то в этом есть.
Викинги – варвары.
Индейцы – варвары.
Может, всё дело в этом? Других варваров под руками не было, вот и позаимствовали пёрышки
![:hmm:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/0/0/0000/10098045.gif)
Но нет, всё было не так.
Хотя безусловно, размер крыльев на шлемах иногда такой, что индейцы нервно курят в сторонке.
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/7677472px-Siegfried_and_the_Twilight_of_the_Gods_p_130.jpg)
Артур Ракхем. Брунгильда и ее сестра Вальтраута. 1911 год.
Но оставим поток ассоциаций и прочие досужие домыслы в стороне. Тем более, что Доеплер не был первым художником, увенчавшим асов крылатыми шлемами. Хотя, разумеется, именно после 1876 года пернатые шлемы приобрели бешеную популярность, на первых порах их рогатым собратьям такое и не снилось. Но всё же не Доеплер ответственен за их появление.
Вот например, Петер Николай Арбо, Дикая охота Одина, 1872 год.
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/916034.jpg)
На переднем плане мы видим фигуру в пернатом шлеме. Собственно, это сам Один и есть.
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/38035.jpg)
Вклад Доеплера в том, что с его лёгкой руки пернатыми шлемами обзавелись и валькирии, и асы, и герои. Раньше это тоже случалось, но редко. В основном, крылатый шлем был привилегией Одина.
Нельзя сказать, что на тот момент для европейцев крылатые шлемы были чем-то уж совсем из ряда вон. Напротив, они были вполне в контексте культурной традиции, редкостью, но тем не менее знакомой редкостью.
Вот например, польский крылатый шлем в гусарском стиле. Начало XVIII в. (Музей польской армии, Варшава)
![](http://www.pictureshack.ru/images/911918.jpg)
Польша, эпатаж, крылатые гусары
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Встречаются крылатые шлемы и в геральдике:
![](http://www.pictureshack.ru/images/8945Heinrich_Kroeker_Coat_of_Arms.gif)
Ну и, разумеется, самый известный обладатель крыльев на голове, родом аж из древнего Рима – Меркурий.
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/29246dfa4c66bc25.jpg)
Бертель Торвальдсен, «Меркурий со свирелью», 1818 год.
Не путайте его с Гермесом, у того крылаты были только сандалии.
И, как ни странно, Один Всеотец позаимствовал крылышки именно у этого римского бога торговли, покровителя лавочников и разносчиков.
А произошло это с лёгкой руки Публия Корнелия Тацита.
В конце I в. н. э. этот талантливый римлянин составил этнографическое описание германских племён, живших в то время за пределами Римской империи - «О происхождении и местоположении германцев» или просто «Германия». Сам Тацит никогда не бывал в описываемых землях; полагают, что он почерпнул всю необходимую информацию из разговоров с ветеранами германских войн и из несохранившихся сочинений других авторов — например, из «Германской войны» Плиния Старшего.
Считается, что Тацит мало повлиял на духовное развитие древнего мира, ну а с V в. наступает эпоха его совершенного забвения. В средние века его рукописи покоились во мраке монастырских книгохранилищ, но вот наступило кватроченто, и древние тексты начали постепенно возвращаться к жизни. Тацита читал Боккаччио, знали гуманисты XV в., его тексты разыскивали ученые, а светские меценаты и папы оказывали им в этом спонсорскую поддержку.
Единственный экземпляр «Германии» была обнаружен в Херсфельдском аббатстве в 1455 году, и сведения, содержащиеся в этом сочинении, сразу же стали предметом горячих споров, но споров далеко не научных, а политических.
Например на основе текста Тацита доказывали, что противостояние римского Юга и германского Севера отнюдь не порождено Реформацией, а имеет тысячелетние корни. Да и само слово «Германия» вновь вошло в употребление именно из-за этой рукописи.
В эпоху романтического национализма сочинение Тацита служило обоснованием идеологии пангерманизма, в связи с чем историк Арнальдо Момильяно в 1956 г. даже причислил «Германию» к числу наиболее опасных книг в истории.
Одна книга, а какие последствия.
Но нас с вами интересует не то, какими благородными дикарями изобразил Тацит древних германцев. И даже не те обрывочные сведения о культах и обрядах, которые там можно найти. Нам интересна только одна фраза из девятой главы этого труда. Фраза, наградившая Одина крылышками:
Deorum maxime Mercurium colunt - Из богов они больше всего чтят Меркурия
Да, вот так прямо и написано. Меркурия.
Среда – день Одина.
У римлян среда – день Меркурия.
Современные исследователи склонны считать, что это не римляне отождествляли Одина с Меркурием, а сами германцы увидели во вражеском римском боге Меркурии что-то общее с Одином, и, переняв у римлян семидневную неделю, отдали среду Одину.
Может, это и так. Может, и нет.
Но в XIX веке было не до этих научных изысканий. Был текст «Германии», где чёрным по белому было сказано – из богов больше всего чтят Меркурия. И были Эдды, из которых следовало, что верховное божество – Один.
Конечно, Один совсем не прост. При помощи коварства он добыл мёд поэзии, а Меркурий, к примеру, играет на свирели.
И всё равно, Один = Меркурий, это…
![:facepalm:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/6/7/0067/67280105.gif)
Не случайно Меркурия ака Гермеса относят к числу трикстеров и проводят параллели с Локи, а вовсе не с Одином.
Но что написано пером, то не вырубишь топором.
И художникам, которым как-то надо было изображать Одина на своих полотнах, ничего не оставалось, кроме как обратиться к образу Меркурия. Не то, что у него было что взять. Он ведь гол как сокол. В буквальном смысле. Всё, что у него было - жезл кадуцей, крылатые шлем и сандалии, а также часто - денежный мешочек.
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/1764antiq314.jpg)
Доссо Досси, «Юпитер, Меркурий и Добродетель», 30-е годы XVI века
У Одина были два ворона Хугин и Мунин, два волка Гери и Фреки, восьминогий конь Слейпнир, копьё Гунгнир, никогда не пролетающее мимо цели. Но художникам этого показалось мало, и они отдали ему ещё и крылатый шлем. Хорошо хоть не сандалии.
И образ сложился:
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/6385456.jpg)
Дальше всё развивалось по очень простой схеме: и валькирии, и асы иногда получали крылатые шлемы в знак их принадлежности к небожителям, в конце концов, это ведь был единственный атрибут, которым Один мог с ними «поделится». Копьё, волки и вороны были слишком уж индивидуальны. Героев и вождей также иногда венчали крылатыми шлемами, опять же в знак их исключительности.
Вот, к примеру, памятник Арминию — монумент, посвящённый победе германских племен под предводительством Арминия над римской армией в 9 году и установленный в 1875 году. Яркая иллюстрация такого явления как романтический национализм, кстати говоря.
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/4288399px-Hermannsdenkmal_statue.jpg)
Так что щедро раздавая перья не только асам и валькириям, но и героям, Доеплер только закрепил уже наметившуюся тенденцию. Но и тут не обошлось без новаций. Зигфриду достались вполне обычные перья аля Один Всеотец:
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/4247siegfried.jpg)
А вот у Хагена на шлеме не перья, а их металлическая имитация. И как мы помним, Марвел часто используют именно такие пёрышки.
читать дальше
Итак, подытожим. После Доеплера в народ окончательно ушли сразу два образа: пернатых богов, пернатых героев и рогатых злодеев. И если после «Кольца небелунгов» крылатость божественных шлемов стала уже чуть ли не обязательной, то когда дело касалась реальных, а не мифологических викингов, у художника был выбор, как ему изобразить своего героя: рогатым или пернатым. Когда речь шла о персонаже сугубо положительном, знатного происхождения и т.п., перья выигрывали.
Вот например, этикетка с банки тушёнки, поставлявшейся в Россию из Бельгии в конце XIX века. На ней изображены новгородцы, приносящие дары Рюрику.
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/6397s640x480.jpg)
В карикатурах, а также на эпичных полотнах, где кровь, грязь и кишки наружу, очевидно лучше смотрелись рога. Но и там они сосуществовали с перьями, просто крылатость доставались лидерам.
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/6713fantasy-warrior-art-12.jpg)
Oscar Anton Koch, Битва в Тевтобургском лесу, 1909 год
Рога и крылья таки и сосуществовали бы и по сей день, но в 1959 г. во Франции начал выходить журнал «Pilote», на страницах которого появился новый пернатый герой:
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/9395Asterix1.png)
Благодаря ему в массовой культуре пернатые шлемы уверенно закрепились за галлами ака кельтами. Они, кстати говоря, тоже таких шлемов не носили. Ну, почти. Очень редко в очень короткий период у кельтов были украшенные перьями шлемы, науке таких штук пять известно. И это, к тому же, явное самнитское влияние… Но безграмотность масскульта неумолима. И вот, теперь викинги рогаты, а галлы пернаты.
Как говорил Бернад Шоу, природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом. А когда здесь ещё и искусство замешано ...
![:facepalm:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/6/7/0067/67280105.gif)
Поэтому археологи и историки пребывают в состоянии непрерывного фейспалма, сталкиваясь с продукцией маскульта на любую историческую тему.
На этом можно было бы и закончить, но мне не хотелось бы, чтобы, прочитав эту статью, вы с грустью сделали бы вывод, что всё вокруг выдумка от начала и до конца. Да, никто из асов никогда не носил ни рогатых шлемов, ни пернатых. Но это не значит, что таких шлемов никогда не существовало. Отделим же зерна от плевел!
Есть несколько свидетельств использования рогатых шлемов в эпоху викингов в культовых целях: иллюстрация на гобелене, найденном в Осебергском погребальном корабле, и изображение на амулете, найденном в Уппланде (Швеция).
Предшествующая викингам вендельская эпоха (550—793гг.) даёт нам также совсем мало «рогатых» находок, и они также со всей очевидностью культовые. Вот к примеру, штамп для выбивки декоративных тарелок из Торсланде (Швеция).
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/9794014.jpg)
Совершим резкий скачок в полторы тысячи лет. К рубежу II-I тысячелетия до нашей эры относятся два практически одинаковых шлема с рогами, найденые в Виксё (Дания).
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/5305015.jpg)
Кроме рогов эти шлемы были украшены бронзовым гребнем с султаном из конского волоса; по бокам шлема между гребнем и рогами прикреплены два гнезда для перьев. К тому же времени относятся две фигурки воинов в подобных же шлемах, найденные в Гревенс Венге (Дания).
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/4381019.jpg)
Но учтите, рубеж II-I тысячелетия до нашей эры это эпоха бронзы, дремучая древность и к викингам всё это имеёт отношение только лишь в том смысле, что спустя века они жили на тех же землях.
И если уж мы говорим о рогах, то стоит упомянуть и кельтов. Римские авторы, в том числе и Тацит, нередко путались в вопросе, какие племена относить к кельтским, а какие к германским. В XIX веке это позволяло художникам вдохновляться и теми, и другими, особо не заботясь о том, кого они, собственно, хотят изобразить. Хотя, конечно, разница между кельтами и германцами была и существенная.
Считается, что у кельтов рогатые шлемы были и активно использовались вплоть до римского завоевания. Но действительность несколько прозаичнее: всё, что у нас есть, это шлем, найденный в Темзе около моста Ватерлоо, относящийся к I веку до нашей эры, да изображения на триумфальной арке из Оранжа. Предполагается, что это могли быть шлемы знаменосцев. Также в Италии обнаружили несколько кельтских шлемов с вырезанными из тонкой листовой бронзы частями, напоминающими рог.
Вот собственно, и всё.
![](http://www.pictureshack.ru/images/8408img020501-07.jpg)
На этом рисунке представлена эволюция кельтского шлема. Шлем из Темзы под номером 18, изображения из Оража – 21.
Как вы понимаете, это капля в море.
А всё потому, что рога на шлеме вещь ужасно неудобная, а в бою ещё и опасная. Реконструкторы, которые любят всё проверять на практике, пробовали в деле рогатые шлемы аля викинг. Результат плачевен – одного удара по рогу достаточно, чтобы вывести противника из строя. Голова гудит, шея болит. В принципе, если ударить сильно, шею легко можно сломать. Так что рогатый шлем вещь сугубо культовая или церемониальная.
Как мы помним, в Йотунхейм Локи отправился без шлема
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Есть правда, один эпиод, который обойти никак нельзя. Как гласит интернет, германские солдаты, изображенные на Триумфальной арке Константина в Риме, показаны одетыми в шлемы с рогами. На барельефе, изображающем битву за Верону (312 год), эти солдаты стоят в первых рядах, а на барельефе, изображающем битву у Мульвийского моста, они изображены сражающимися с лучниками. Но. Во-первых, я не нашла этих изображений, в отличие от шлемов с арки в Оранже, которые есть практически в любой статье. Во-вторых, изображения - это всё-таки только изображения. Римлянам нужно было как-то отметить, маркировать варваров. Потому вещь уникальную они легко могли представит как массовую.
Но то рога. С крыльями дело обстоит куда веселее.
Перенесёмся в классическую древность, ведь в конце концов, Меркурий родом именно оттуда
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Есть единичные случаи, когда на шлемах греческой работы появляются крылышки, но то единичные случаи и чужое влияние. Но эти единичные случаи очень уж хороши:
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/6581helmet12.jpg)
Фракийский бронзовый шлём IV в. до н. э. из южной Италии.
И мы даже знаем, чьё это влияние.
Знакомьтесь, самниты: http://ru.wikipedia.org/wiki/Самниты
Самнитские войны (343—290 гг. до н. э.) – наиболее известный нам эпизод с их участием; самнитам даже случилось заставить римлян пройти под ярмом.
На реконструкциях самниты на первый взгляд очень похожи на римлян,
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/6471Carthaginian_Wars_04.jpg)
но на второй отличия уже прямо-таки бросаются в глаза:
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/9530img020401-02.jpg)
Большинство самнитских шлемов отличает характерное украшение волосяным гребнем и перьями, вставленными в спиралевидные или втулковые держатели. Таких держателей может быть два (по обеим сторонам тульи) или более; в первом случае их нередко маскируют вырезанные из листовой бронзы крылышки, приклепанные к тулье шлема. Особенно часто такие шлемы носили всадники:
читать дальше
![](http://www.pictureshack.ru/images/21633-1.jpg)
***
Итак, мы разобрались и с рогами, и с «милыми пёрышками». В исторической действительности рога на шлеме имели либо культовое значение, либо церемониальное, на поле боя рогоносцы не замечены. А вот пернатые бруталы таки были. Но плохо кончили.
Почитать про них поподробнее можно здесь:
Организация и вооружение самнитской армии (Коннолли П.): http://www.roman-glory.com/02-04-01
Италийский конный воин. Начало IV в. до н. э.: http://chivalry07.narod.ru/drv/drv3.htm
В следующей главе я расскажу вам о том, что ЕЩЁ курили в Марвел.
И да, дальше будет уже исключительно про фильм, честное слово!
--------
глава 1: http://www.diary.ru/~Thorcommunity/p171648824.htm
глава 3: http://www.diary.ru/~Thorcommunity/p171767956.htm
@темы: О фильме, мифология, вселенная Marvel, джен, Литература, комиксы
Не исключаю, что я ещё не всех блох выловил...
Не случайно Меркурия ака Гермеса относят к числу трикстеров и проводят параллели с Локи, а вовсе не с Одином.
Ничо, Локи считают темной ипостасью Одина.
Проду, проду!
Господи, всё как в школе, моя оценка за сочинения это всегда 5/2.
Категорически не могу вычитывать собственные тексты
Maranta, просто оба - трикстеры. Вот их и сравнивают
Всем спасибо, прода будет!
Там ещё три главы, одна другой чудесатей
садомическихкругахВсегда пожалуйста
Но тут, похоже, всё будет по принципу: шаг вперёд - два назад.
Только первые две главы просветительские и свет несущие. В следующих трёх - ИМХО и ещё раз ИМХО.
от этого не становится мене интересно! я бы сказала наоборот - простор для фантазии!