Тут и Марвел, и викинги, а дальше будет хуже…
Если это совсем оффтоп, удаляйте, не стесняйтесь.
Под катом введение и первая глава.
читать дальше
Что может рассказать шлем?
И сказал Господь: Я дал вам всякую траву.
Быт, 1-29
Быт, 1-29
Введение.
Как вы думаете, что курили в Марвел создавая фильм «Тор»?
Ну как же, скажете вы. Это и так понятно.
читать дальше
Ага, щазз.
Забудьте про скандинавскую мифологию. Вернее нет, не забывайте о ней, а просто отложите её чуть в сторону.
Знаю, многие, увидев фильм, искренне удивлялись, почему так странно экранизировали мифы. Потом умные люди объяснили им, что экранизировали не мифы, а комиксы, что это вселенная Марвел и вообще.
Ну, понятно, скажите вы, фильм основан на комиксах, комиксы на мифах.
А вот и нет.
Если говорить на языке археологии, скандинавская мифология это предполагаемый материк, основа, глубже которой копать уже нет смысла, потому как глубже уже ничего и нет. Предположим что это так, но при этом, не будем забывать, что между марвеловскими комиксами и мифами есть ещё множество культурных слоёв и, поверьте, не стоит их прокапывать на скорую руку. Это варварство, это 19 век. Это раскопки Помпей. Так что не будем уподобляться и разберём всё тщательно.
И сразу, забегая вперед, скажу – в итоге первоосновой окажется вовсе не скандинавская мифология. Она одна из основ, но далеко не первая.
Итак, что мы имеем? Создавая фильм, Марвел основывались на собственных комиксах и мультфильмах. Так-то оно так, да только…
читать дальше
Знакомая реакция, не правда ли? Не в последнюю очередь это связано с тем, что Локи из фильма – а именно он покорил наши сердца, - и Локи из комиксов, это, на первый взгляд, два совершенно разных персонажа. На второй взгляд тут вылезают очень интересные вещи, но об этом позже. Да простите мне это, но оставим пока Локи.
Посмотрим-ка лучше на Асгард. Ну, хотя бы на то, как он показан в The Avengers Earths Mightiest Heroes. И что же мы видим? Рогатые шлемы викингов, изредка крылатые. Собственно крылатый шлем только у Тора, у валькирий и Сиф – металлические имитации крылышек.
А так, в основном, все шлемы рогаты.
читать дальше
Ну правильно, скажите вы. Всё-таки, скандинавская мифология. Скандинавская. А раз скандинавская, значит викинги. А викинги носили рогатые шлемы. Вроде как.
А вот и нет. Викинги таких шлемов не носили. Но массовая культура думает, что носили. Итак, мы подошли к самому интересному – почему мы думаем, что у викингов были такие шлемы?
Глава первая или Как у викингов выросли рога
- Рассказывай!
- Как рассказывать?
- С начала рассказывай!
- В начале было слово…
- Как рассказывать?
- С начала рассказывай!
- В начале было слово…
Мы с вами живём в удивительное время: информация не просто легко доступна, чаще всего она ещё и критически осмысленна. Посмотрел фильм «Тор», вбил запрос в поиск, почитал статью в Википедии, там же прошёл по ссылке и вот ты уже читаешь Старшую Эдду. Но раньше всё было далеко не так просто. И дело не в том, что Старшую Эдду приходилось брать в библиотеке, а то и вовсе довольствоваться пересказами мифов аля детская энциклопедия.
В том же интернете можно без труда узнать, какие шлемы на самом деле были у викингов. Лет двадцать назад для этого надо было лезть в специальную историческо-археологическую литературу. А иллюстрации во всех остальных книжках были сплошь рогаты да пернаты.
Не буду вас утомлять постепенным разматыванием клубка заблуждений, пусть это останется за кадром. Сразу расскажу вам правду.
Итак, спешу вас познакомить с таким явлением, как романтический национализм.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Романтический_национализм
И романтический он вовсе не потому, что национализм это так романтично, что аж сердце ёкает, а потому что тут сплавились в единое целое два явления культуры: романтизм в искусстве, пришедший на смену классицизму и таки да, тот самый национализм, который нынче не стоит лишний раз поминать в суе.
В чём, собственно, суть. В 18 веке европейцев не очень-то интересовало их варварское прошлое. Кельты, германцы, викинги, славяне – о них, разумеется, знали, но очень поверхностно. Да и то, не получалось совсем уж забыть о предках в первую очередь просто потому, что про варваров в своё время писали классические авторы, а авторов этих читали, изучая классические языки. Начиная с Возрождения, для европейской цивилизации идеалом стала классика Рима и Греции. Ну, а до Возрождения основной упор шёл на христианство во всех его проявлениях. В итоге, сначала европейцы усердно забывали своё прошлое, потому что оно языческое, потом же они не желали о нём вспоминать, потому что оно варварское.
Но в 19 веке всё изменилось. Первой ласточкой тут, как и во многом другом, оказались французские просветители. Конец 18 века, Руссо создаёт образ «благородного дикаря», противопоставляя его современной ему развращённости, ведущей к упадку. Это так и осталось бы простым теоретизированием, но, как ни странно, упадок не заставил себя долго ждать.
Наполеоновские войны закончились для Дании и Швеции унизительными поражениями. В 1807 году Нельсон обстреливал Копенгаген, в 1809 году Швеция вынуждена была отдать России Финляндию. Как всегда бывает в таких случаях, люди начали грезить о былом, о славном прошлом, о времени, когда трава была зеленее, а вода слаще.
Дальнейшие события развивались стремительно.
В 1808 году в Дании Николай Грундтвиг (Nikolai Grundtvig) опубликовал свой труд с говорящим названием «Мифология севера». В 1820 – свой перевод на датский язык эпоса «Беовульф», и что характерно, это был первый из переводов «Беовульфа» на современный язык. Т.е. раньше это было никому не нужно и неинтересно.
Помимо озвученного, Грундтвиг был инициатором создания в Дании «народных университетов», эдаких школ для взрослых, где можно было получить образование по многим отраслям знаний. При этом, он стремился вселить в Датскую систему образования дух викингов. Но не подумайте дурного, Грундтвиг при этом был ещё и священником, с 1861 г. епископом, т.е. фактическим главой лютеран Дании. В 1850—1858 гг. - член датского парламента, а в 1866 г. в обстановке кризиса после поражения Дании в войне с Пруссией вернулся в парламент и возглавил в нём левую оппозицию. В общем, как гласит Википедия, Грундтвиг – «одна из ключевых фигур в истории Дании».
В 1811 году в Швеции было основано Готское Общество (Götiska Förbundet). Основал его Гейер Эрик Густав с сотоварищами, в будущем известный историк, публицист и поэт. Целью общества была поддержка патриотизма и поощрение археологических исследований скандинавских древностей. В своём рвении эти ребята доходили до смешного – их девизом было «в древние времена готы пил из рога». И что бы вы думали? По всей Скандинавии в кабаках для среднего класса рог занял почётное место наряду с прочей посудой.
В своей поэзии Гейер изображал идеальное общество викингов, в котором гармонично сосуществовали свободные фермеры и благородные короли. Но поэзия поэзией, а между тем, в 1825 г. вышло его капитальное исследование о древностях Швеции "Svea Rikes H ä fder"; в 1832-36 г. — его "История шведского народа". Так что Гейер – один из виднейших европейских историков.
Был среди членов Готского общества и Исайя Тегнер (Tegnér Esaias, 1782—1846) - если верить интернету, крупнейший поэт Швеции. Самое знаменитое его произведение – роман в стихах «Сага о Фритьофе» (Frithiofs-saga, 1820—1825). Основной источник сюжета — древнескандинавская сага о Фритьофе Смелом, которая сложилась в конце XIII или в начале XIV в.
И это ещё далеко не всё. Но, я полагаю, этого достаточно, чтобы очертить размах, с которым в культуру внезапно ворвались суровые викинги. И всколыхнулась народная память, и классические герои Рима и Греции были вынуждены отступить.
Но новые герои, занимавшие умы прогрессивной скандинавкой молодёжи был суть духи бесплотные. Как выглядели викинги и их боги? Фантазия человека, увы, не так крылата, как нам бы хотелось. И викингов изображали всё в том же классическом стиле, что и греческих героев.
Вот например, «Смерть Бальдра», 1817 год, Кристоффер Вильхельм Эккерсберг.
читать дальше
В общем, вы меня понимаете.
О полноценной исторической реконструкции тогда ещё не могло быть и речи – археология как наука ещё только развивалась. Но определённые успехи уже были.
В 1820 году был раскопан Северный курган в местечке Еллинг ( Jelling), в 1861 – ещё один там же. Три королевских кургана Старой Упсулы были исследованы в 1846-187 и 1874 годах. Оскар Монтелиус, культовая фигура в археологии, Король археологии, работал именно в это интересное время. Именно он впервые использовал термин "эпоха викингов" (‘Viking Age’) для периода с 800 по 1050 годы в Скандинавии…
Впрочем, я увлеклась.
Это была присказка, сказка будет впереди.
Итак, археология развивалась быстро, но культура ещё быстрее. Была потребность в цельном, ярком образе викинга, а молодая наука, увы, не могла его удовлетворить. И как, всегда, там, где наука не успевает, впёрёд вырывается фантазия. Люди ещё не летали дальше Луны, но в кино и литературе человечество давно уже освоило и нашу галактику, и парочку соседних.
Так случилось и с викингами.
Хотя не будем слишком уж строги к художникам. Они старались, как могли. Каждую крупицу они подбирали и осмысливали. Вот, например, молоточки Тора – одна из типичных археологических находок, маркер присутствия викингов, варягов, норманнов называйте их как угодно, главное что среди находок молоточки обязательно будут. Кто не знает, это такая маленькая подвеска в форме молота. Сейчас они очень популярны как среди неоязычников, так и просто любителей всяческой этники.
Ключевое слово тут – маленькая. Картинка больше натуральной величины. Это ведь подвеска. Амулет, украшение, понимайте как хотите, но очевидно, что молот Тора из Марвеловских комиксов и фильма куда как больше похож на могучий Мьёльнир из Эдд, чем эта игрушка.
А теперь оцените это эпичное полотно: Мортен Эскил Винге "Битва Тора с великанами", 1872 год.
читать дальше
Как видите, в руках у Тора увеличенный вариант подвески. Ну не прелесть ли?
Чистейшая прелесть господа, чистейшая прелесть.
Художники были готовы воспринять истину, но увы, истину им никто не предлагал.
Жизнь же требовала ярких образов, требовала, но нож к горлу не приставляла. Пока что не приставляла.
Но продолжу этот увлекательный рассказ. Думаю, всем нам знакома статья Википеди о скандинавской мифологии. Вернее нет, статья называется не так. Она называется - Германо-скандинавская мифология. И это не ошибка. По сути, скандинавы это северные германцы. Но исторические пути северных и ценрально-европейских германцев разошлись довольно рано. И на мифологии это, разумеется, сказалось. Вся скандинавская мифология содержится в Эддах, а они, как Старшая, так и Младшая, записывалась с XII века, а сюжетно создавалась во времена Великого переселения народов или даже позже. Так что увы, сведения древнеримских авторов о языческих представлениях германцев живших ближе к югу, почти не пересекаются с мифологией эпохи викингов, к тому же записанной уже после обращения к христианство всех германских народов. Более того, христианство арианского течения стало распространяться среди готов в середине IV века, а в Скандинавии язычество сохранялось до XI века. Так что, разумеется, нельзя сказать, что древние немцы покланялись Одину и Тору, да травили байки про Локи и Свадильфари. Нельзя, но если очень хочется, то…
Итак, Германия. Вернее, то культурное пространство, та территория, на которой предстояло возникнуть объединенной Германии. Наполеоновские войны и тут с оттягом прошлись по национальной гордости. И в то время как в Дании и Швеции заново открывали для себя Эдды, здесь активно курили «Песнь о Нибелунгах». В новое время она стала известна с середины XVIII века: в 1757 году была издана последняя часть «Песни о Нибелунгах», вместе с так называемой «Жалобой». В 1782 году издали полный текст Нибелунгов, но без всякой попытки научной критики текста. Но уже с начала XIX столетия появляются характеристики и разборы Песни, а дальше весь XIX век немцы с упоением учёно критиковали и разбирали каждую строчку в каждой редакции поэмы. Ну, это же немцы, иначе и быть не могло.
Что интересно, поэму сумели связать со скандинавскими сказаниями о Нифлунгах. Получилась очень знатная трава и один талантливый немец здорово ей затянулся. Звали талантливого немца Рихард Вагнер.
В 1848–1874 гг., т.е. за 26 лет, он создал «Кольцо нибелунга» - цикл из четырёх эпических опер, основанных на всём подряд: на собственно, самой «Песни о Нибелунгах», на реконструкции германской мифологии и на исландских сагах.
Вы думаете, что Марвел вольно обошлись с мифологией? Локи – пасынок Одина, вместо побратима? Ха. Два раза ха. Оцените размах Вагнера.
Кто не знает, кто не в курсе, сходите по ссылке, а там ещё по четырём и почитайте содержание опер. Впечатляет. Ни нам, ни Марвелу такие приходы и не снились.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кольцо_Нибелунга
Две первые части тетралогии – «Золото Рейна» и «Валькирия» были поставлены отдельно в 1869 и в 1870 годах соответственно, к большому неудовольствию Вагнера, поскольку тот был убеждён, что тетралогия должна ставиться целиком и никак иначе. И в 1786 году это осуществилось. К делу Вагнер подошёл основательно. В Байройте был построен специальный оперный театр «Фестшпильхауз». Он целиком и полностью создан по замыслу Вагнера специально для исполнения его произведений.
Честно говоря, у меня создалось впечатление, что Вагнер счастливчик, каких мало. Собственный оперный театр! Кто из великих композиторов мог таким похвастаться?
Впрочем, я опять увлеклась. Не буду больше про Вагнера, про роль его творчества в становлении немецкой нации, не буду про Гитлера, про антисемитизм… Это совсем другая история.
Кому интересно: сходите по ссылке, почитайте про театр. Он правда удивительный. А про всё остальное вы и сами найдёте, если захотите.
http://vkarp.com/2011/03/31/б-байройтский-театр-театр-вагнера-фес/
Театр был открыт 13 августа 1876 года.
На сцену вышли викинги в рогатых шлемах.
И мир больше никогда не был прежним.
читать дальше
Итак, мы подобрались к самому главному. Кто же ответственен за эту диверсию? Имя, сестра, имя!
Знакомьтесь - Карл Эмиль Доеплер (Doepler) (1824-1905) - художник, иллюстратор и художник по костюмам. Он создал костюмы для Кольца нибелунга. Вот эти вот костюмы:
http://www.flickr.com/photos/54525871@N05/sets/72157624969947145/with/5051260146/
Вагнер поручил Доеплеру это ответсвенное задание ещё в декабре 1874 г. И Поскольку Доеплер тоже был немцем, к делу он так же подошёл основательно. Он много работал в музеях с археологическими находками, сделал около 500 рисунков с оружия и ювелирных изделий. Но не всё можно было найти в музеях. В итоге, Ватан ака Один и валькирии получили крылатые шлемы, а двум отрицательным персонажам, Гунтеру из «Гибели богов» и Хундингу из «Валькирии», достались рогатые. Плюс ещё несколько «рогоносцев» в массовке и всё.
Но этого оказалось достаточно.
Хундинг:
читать дальше
Гунтер:
читать дальше
Массовка:
читать дальше
Если подойти к вопросу педантично и по-немецки основательно, то нужно отметить, что Доеплер не был первым художником, наградившим викингов рогами. Швед Густав Мальмструм (Malmström) изобразил так викинга в иллюстрации к изданию уже известной нам «Саги о Фритьофе». Кроме того, коллега Доеплера, Франц Зейц в 1865 году создал костюмы для оперы Вагнера «Тристан и Изольда» и увенчал слугу Тристана Курвенала рогатым шлемом. И хоть в «Тристане и Изольде» действие происходит в мифическом средневековье, а не мифическом язычестве, прецедент был.
Но одно дело разовые прецеденты, и совсем другое - мировая премьера четырёх эпических опер. И ведь при дальнейших постановках Кольца небелунгов, художники отталкивались именно от работ Доеплера, всё более и более усугубляя ситуацию.
Вот, к примеру, Карл Ресс в костюме Хундига. Дрезден, 1885 год, и, согласитесь, очень похоже на оригинальный дизайн Доеплера 1876 года.
читать дальше
Именно после Доеплера рогатые шлемы начали проявляться на всех картинах, на всех иллюстрациях ко всему древнескандинавскому. Уже в 1877 году датский карикатурист Лоренц Фрелих использовал рогатые шлемы в сюжете с участием конунга викингов. Четыре года спустя у Карла Ларссона рогатые шлемы появились в шутливом сюжете про викингов в Константинополе. В 1890 году рогатые шлемы используются в иллюстрациях детской книги Grettir the outlaw: a story of Iceland… И так далее. Идея ушла в народ.
Кстати говоря, сам Доеплер практически никогда рогатые шлемы не изображал. Вот, посмотрите, неплохие подборки его работ:
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Carl_Emil_Doepler
http://www.germanicmythology.com/works/DOEPLERART.html
http://www.germanicmythology.com/works/DOEPLERELDERART.html
Рогатых шлемов там от силы два. А так все шлемы очевидно пернатые.
TBC
***
В следующих
- откуда у асов, валькирий, викингов, а в след за ними и у Марвеловского Тора появились крылатые шлемы?
- почему в массовой культуре рога вытеснили крылья?
- существовали ли на самом деле такие шлемы в реальной исторической действительности?
- что общего у ВСЕХ шлемов из фильма Тор? И какой вывод из этого можно сделать?
- почему у Локи «козлиные» рога?
----------
Глава 2: http://www.diary.ru/~Thorcommunity/p171711532.htm